Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


В жизни приходится сталкиваться с различными эстетическими запросами людей. Свои условия бытовой среде, искусству ставит чуть ли не каждый возраст. Пренебрежение подобными обстоятельствами может обернуться серьезным просчетом при решении задач, связанных с удовлетворением разнообразных эстетических потребностей человека.

Эти запросы изучают специалисты. Однако знание многообразия эстетических требований не означает безоговорочного принятия всего того, что хоть кому-нибудь нравится, вовсе не означает порицания любого вкуса, из тех, которые бытуют в обществе. Считаться с художественными потребностями — это одновременно формировать вкус людей.

Потребности, интересы, психологическая направленность человека, его вкусы, идеи складываются под воздействием воспитания и самовоспитания, среды, которая его окружает, в которой он трудится, отдыхает. При формировании вкуса определенное значение имеют пол и возраст, род занятий человека, его интересы, семейные традиции и др. Помимо этого, каждый человек обладает неповторимым характером, жизненным опытом, имеет личные склонности, влечения, симпатии.

Так же, как свойства личности, эстетические оценки возникают в результате влияния различных причин, вызванных практической деятельностью человека, обстоятельствами этой деятельности. Мысль о сознании как отношении к среде высказал еще К. Маркс. Только окружающая среда воспитывает в человеке тот или иной вкус, а вместе с верным вкусом — личную дисциплинированность. Поэтому как закономерность надо рассматривать разнообразие индивидуальных вкусов, бытующих среди людей, составляющих единое общество.

Эстетический вкус представляет собой составную часть системы эстетических вкусов общества, которая формируется из множества отдельных личных вкусов людей, принадлежащих к определенным социальным группам. Эстетический вкус — это вкус, выражающий общие симпатии и пристрастия большинства людей, вкус, наиболее распространенный в сложившемся обществе.

Под эстетическим вкусом подразумевают способность человека понимать и оценивать те свойства предметов, явлений природы и общественной жизни, которые связаны с представлениями людей определенной исторической эпохи о прекрасном, красивом, некрасивом, безобразном. Если предметом эстетической оценки является произведение искусства, такую способность принято называть художественным вкусом. Понятие оценки в поэтической форме было хорошо выражено В. Шекспиром словами Гамлета: «Вещи сами по себе ни хороши, ни плохи. Наша мысль делает их такими».

Признание того реального факта, что вкус либо верно, либо неверно отражает свойства и качества, объективно присущие предметам или явлениям действительности, дает право и сам вкус определять как истинный или ложный, здоровый, нормальный или извращенный, хороший или дурной. В зависимости от меры искажения подлинных свойств и качеств объекта в результате вкусовой оценки вкусы характеризуют как неразвитые, отсталые, пошлые, примитивные и даже чуждые обществу.

Наиболее полная и правильная эстетическая оценка обусловливается передовой направленностью интересов, широтой кругозора, глубиной знаний человека. Таким образом эстетический вкус — это сумма представлений человека о красоте, его способность отличать красивое от некрасивого; его симпатии, пристрастия, стремления в сфере быта и искусства; склонности, проявляемые, к примеру, при выборе одежды и т. п. В конце концов вкус человека — форма проявления его мировоззрения.

Его всегда можно определить по тому, как человек смотрит на жизнь, каковы его главные интересы, что для него является идеалом, целью жизни. Объективной мерой эстетического вкуса служат обобщенные оценки явлений жизни или творений художников, сделанные отдельными людьми, принадлежащими к определенному обществу.

Существование в одном и том же обществе вкусов, возникших на основе различных социальных отношений и неодинаковой практики, доказывает несостоятельность изречения «о вкусах не спорят». Спорить о вкусах не только можно, но и необходимо: в открытом споре познаются и утверждаются высокие вкусы и одновременно исправляются или опровергаются вкусы дурные.

Индивидуальное проявление вкуса происходит в форме непосредственных, чувственных оценок: «нравится» — «не нравится», «красиво» — «некрасиво», «прекрасно» — «безобразно». Однако, несмотря на кажущуюся их самостоятельность, они всегда неразрывно связаны с экономическими, политическими, философскими, нравственными и эстетическими воззрениями общества, к которому принадлежит человек, высказавший эти суждения.

Эстетические оценки обусловлены многообразием отношений между людьми, интересами общества в целом. С изменением общественных отношений, общественного мировоззрения меняется и эстетический вкус. Наряду с этим постоянно либо меняются, либо совершенствуются личные вкусы людей. Вместе с тем на процесс формирования вкуса свое воздействие оказывает и ряд случайных обстоятельств.

Не следует, например, недооценивать значения влияния моды, сказывающегося на отношении к искусству, к бытовой среде, одежде и пр. Уровень развития вкуса в целом всегда определяют разносторонность и глубина постижения подлинных эстетических ценностей природы и искусства.

На главную | Далее
 

 

 

2010. Ромашка.


Р.