|
Эти
запросы изучают специалисты. Однако знание многообразия
эстетических требований не означает безоговорочного принятия
всего того, что хоть кому-нибудь нравится, вовсе не означает
порицания любого вкуса, из тех, которые бытуют в обществе.
Считаться с художественными потребностями — это одновременно
формировать вкус людей.
Так
же, как свойства личности, эстетические оценки возникают в
результате влияния различных причин, вызванных практической
деятельностью человека, обстоятельствами этой деятельности.
Мысль о сознании как отношении к среде высказал еще К. Маркс.
Только окружающая среда воспитывает в человеке тот или иной
вкус, а вместе с верным вкусом — личную дисциплинированность.
Поэтому как закономерность надо рассматривать разнообразие
индивидуальных вкусов, бытующих среди людей, составляющих единое
общество.
Под
эстетическим вкусом подразумевают способность человека понимать
и оценивать те свойства предметов, явлений природы и
общественной жизни, которые связаны с представлениями людей
определенной исторической эпохи о прекрасном, красивом,
некрасивом, безобразном. Если предметом эстетической оценки
является произведение искусства, такую способность принято
называть художественным вкусом. Понятие оценки в поэтической
форме было хорошо выражено В. Шекспиром словами Гамлета: «Вещи
сами по себе ни хороши, ни плохи. Наша мысль делает их такими». Наиболее полная и правильная эстетическая оценка обусловливается передовой направленностью интересов, широтой кругозора, глубиной знаний человека. Таким образом эстетический вкус — это сумма представлений человека о красоте, его способность отличать красивое от некрасивого; его симпатии, пристрастия, стремления в сфере быта и искусства; склонности, проявляемые, к примеру, при выборе одежды и т. п. В конце концов вкус человека — форма проявления его мировоззрения.
Его
всегда можно определить по тому, как человек смотрит на жизнь,
каковы его главные интересы, что для него является идеалом,
целью жизни. Объективной мерой эстетического вкуса служат
обобщенные оценки явлений жизни или творений художников,
сделанные отдельными людьми, принадлежащими к определенному
обществу. Эстетические оценки обусловлены многообразием отношений между людьми, интересами общества в целом. С изменением общественных отношений, общественного мировоззрения меняется и эстетический вкус. Наряду с этим постоянно либо меняются, либо совершенствуются личные вкусы людей. Вместе с тем на процесс формирования вкуса свое воздействие оказывает и ряд случайных обстоятельств. Не следует, например, недооценивать значения влияния моды, сказывающегося на отношении к искусству, к бытовой среде, одежде и пр. Уровень развития вкуса в целом всегда определяют разносторонность и глубина постижения подлинных эстетических ценностей природы и искусства. |