Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


Необходимой предпосылкой развития вкуса служит умение с позиций современности находить в природе, общественных явлениях, произведениях искусства их эстетические достоинства, способность обнаруживать гармонию между формой и содержанием, наличие чувства меры. Правда, среди людей есть отдельные личности, обладающие «врожденным вкусом». Их неосознанное чутье — интуиция нередко возмещает воздействие среды, формирующей вкус, «подсказывает» безупречно верные эстетические оценки.

Это не часто встречающееся явление природы нетрудно понять, если вникнуть в его основу. «Врожденный» вкус всегда представляет собой результат постоянного, с раннего детства общения человека с природой; средой, отмеченной чертами художественного творчества; произведениями искусства, в которых нашли место подлинная красота и гармония. Это никем не организуемая, бессознательная приобщенность человека к восприятию истинно прекрасного в реальной действительности.

Понятие «вкус» обычно отождествляется с определением «хороший вкус». Хороший вкус — это вкус развитый, разборчивый, взыскательный, отвергающий все поверхностное, поддельно красивое, ложное. Такой вкус способствует восприятию прекрасного в природе, труде и искусстве, во взаимоотношениях людей, дает возможность отличать внешне привлекательное от истинно прекрасного, нетерпимо относиться к любой подделке.

Хороший вкус способствует созданию прекрасного в процессе труда и творчества, возникновению чувства наслаждения от понимания прекрасного. Правильно развиваться он может лишь в том случае, когда в самой повседневности люди пользуются красивыми вещами: посредственные предметы не в состоянии совершенствовать вкус. Еще древнеримский философ и оратор Цицерон утверждал, что «хороший вкус — это разборчивость».

В противоположность хорошему вкусу дурной вкус — это прежде всего безвкусица, примитивный вкус, довольствующийся внешней, ложной красивостью, «дешевенький», невзыскательный, равнодушный вкус. Обладатель такого «вкуса» обычно дает оценку чему бы то ни было, мало задумываясь над истинными достоинствами предметов и явлений, над собственными действиями, своим местом в обществе, смыслом жизни; он не умеет ценить прекрасное.

Дурной вкус — это прекратившийся духовно-эстетический рост человека, неподвижная система его художественного восприятия; ставшее постоянным устаревшее требование к жизни и искусству. Искажая эстетические отношения человека к действительности, плохой вкус делает людей невосприимчивыми к подлинной красоте, а нередко приводит к тому, что они получают удовольствие от безобразного.

Человек, обладающий дурным вкусом, обычно с повышенным интересом прислушивается к чужим мнениям, торопливо, без раздумий следует за любыми проявлениями новой моды, бессознательно прикрывая «внешним блеском» свое невежество. Грубая упрощенность оценок, рабское подражание моде, не лучшим манерам поведения приводят к пошлости, вульгарности. Рано или поздно носитель дурного вкуса становится самодовольной посредственностью, утверждающей себя воинственным отрицанием, осмеянием того, что выходит за узкие рамки его понимания прекрасного, возвышенного. Отсутствие вкуса — беда определенной части людей, особенно молодежи; оно лишает их возможности верно оценивать свои и чужие поступки, явления окружающей действительности, развивает в них пристрастие к «крикливым» модам, лишенным красоты, а порой и здравого смысла.

Чрезмерный интерес, проявляемый частью нашей молодежи к импортной одежде, вызывает тревогу главным образом по той причине, что приверженцы моды на заграничные наряды уделяют незаслуженно большое внимание так называемым фирменным вещам. Поклонники модных изделий зарубежного производства верят в сокрушающую силу «всеобъясняющей» формулы «о вкусах не спорят».

Убеждены в том, что вкус современного человека определяют предметы импортного дефицита, что, приобретая джинсы, юбку, костюм «экстра-класса», яркую рубашку, куртку, шапку-петушок, пестрые кроссовки, уже в силу этого люди ставят себя в ряд наиболее современных, содержательных и преуспевающих, то есть «престижных» членов общества, выгодно отличающихся от всех, кто подобных вещей не имеет.

Назад | Далее
 

 

 

2010. Ромашка.


Р.