Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


Погоня за дорогостоящими импортными изделиями повышенного спроса не служит свидетельством разумного отношения к одежде и моде. Этого рода страсть скорее является причиной утраты человеком своего стиля, средств самовыражения, возможности проявить самобытный вкус, выделиться из массы вещепоклонников. Она неминуемо приводит к сокращению духовных запросов, забвению общепринятых норм нравственности, представлений о порядочности.

Люди, ограничивающие свое платье предметами массового зарубежного производства, лишаются приятных переживаний, радостных волнений, связанных с обдумыванием и комплектованием оригинального туалета, с появлением в нем на празднике, балу, спектакле или концерте, с реакцией на впечатление, произведенное им на окружающих.

Наконец, слепое поклонение дефицитной заграничной одежде и незрелый вкус активно формируют среду, на которой прорастает и утверждается вещизм — уродливая философия мещан-стяжателей, чуждая сознанию советского человека. Нужно ли доказывать, что убеждение, будто моду, вкус, саму человеческую личность можно оценить мерой использования импортной фирменной одежды, возникло в среде воинствующих мещан, признающих за истинные лишь собственные суждения?

Убежденные в непогрешимости собственных оценок, они не терпят возражений. Этой группе людей принадлежат и наиболее категоричные, не допускающие противоречий оценки — «потрясающе», «дрянь». Неспособный обосновать свои художественные пристрастия из-за отсутствия вкуса и необходимых знаний, мещанин излишне часто ссылается на непререкаемость изречения «о вкусах не спорят».

К сожалению, бывают случаи, когда люди р подобными понятиями оказываются в роли воспитателей вкусов молодежи. Не зная, что единственно плодотворным методом эстетического воспитания является разъяснение и убеждение, в своей деятельности они чаще всего пользуются «давлением авторитета», а то и просто... окриком. Не понимают они, что приказным порядком нельзя изменить направление развития вкуса, как невозможно прекратить или затормозить развитие и распространение неугодной им моды.

Заинтересованно и убедительно об этом было сказано писателем В. Тендряковым: «Если воздействие насильственно навязывается, не считаясь ни со сложившимися привычками, ни с личным достоинством, то оно непременно вызовет противодействие... Скажем, диктовать учителю свою власть и волю по любому мелкому поводу, будь то прическа или ширина брюк, значит, не уважать достоинство другого человека. Результат такого воспитания может быть двояким — или враждебность, вплоть до озлобления, или покорное подчинение, закладывающее основы безволия и бесхарактерности. Бесхарактерный не станет отстаивать свои принципы, в том числе и моральные; озлобленный меньше всего способен на добрые поступки».

Известно, что человек, получивший правильное воспитание, культурный, интеллигентный от природы, всегда проявляет терпимость и уважение ко вкусам других. Он знает, что его эстетические суждения не могут претендовать на всеобщую значимость. Преодоление дурного вкуса подразумевает, в частности, искоренение в человеке приспособленческой, потребительской психологии, развитие его духовной культуры, творческого, критического отношения к себе.

Чтобы люди могли избежать вредных влияний, чтобы научились понимать прекрасное, необходимо непрерывно и систематически заниматься их эстетическим и нравственным воспитанием и образованием. Видный педагог и писатель А. С. Макаренко правильно утверждал, что воспитывают не только люди и события, но также и вещи. Действительно, многие предметы в состоянии напомнить человеку о внимании, заботе или, наоборот, о безразличном отношении к нему и, следовательно, будут либо радовать, либо огорчать его. Формированию вкуса, верных эстетических оценок во многом способствуют посещения музеев, картинных галерей, выставок декоративно-прикладного искусства; показы новых образцов одежды, созданных Домами моделей; витрины ателье и магазинов готового платья, оформленные художниками-профессионалами.

Но этого, естественно, еще недостаточно. Для развития вкуса необходимо активное самовоспитание и самообразование. К примеру, большую пользу может принести изучение народной одежды. С ее покроем, общими очертаниями — силуэтом, цветовыми предпочтениями и украшениями — народная одежда всегда утверждала здоровый художественный вкус. Активно способствует развитию вкуса изучение основ цветоведения /научно обоснованных гармоничных цветовых сочетаний/ и приемов композиции /способов сопоставления и сочетания частей в чем-либо целом/.

Однако ни демонстрации модного платья, ни рисунки и фотографии новых моделей одежды, ни статьи в журналах и газетах, передачи радио и телевидения по вопросам эстетического воспитания не принесут желаемого результата, если человек не умеет критически относиться к своим поступкам, своему внешнему виду, к среде, в которой он пребывает, которую создает.

Проявление вкуса наиболее целесообразно рассматривать на конкретном материале, например, в одежде, во взаимосвязи человека с его костюмом. Напомним, что в одежде обычно заложены /хотя порой это не сразу заметно/ значительные эстетические начала и что в современном виде одежду рассматривают как произведение декоративно-прикладного искусства. Достоинства одежды поэтому принято определять критериями художественного вкуса. Уясним также, что следует понимать под определениями «одежда» и «костюм», что в них общего и каковы различия между ними, какова их взаимосвязь.

Назад | Далее
 

 

 

2010. Ромашка.


Р.