Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


Возникновение одежды явилось прямым следствием борьбы человека за свое существование. Первоначально одежда создавалась для того, чтобы предохранять тело от вредных или неприятных воздействий природы: палящего солнца, дождя, холода, ветра и др., чтобы отличать «своих» от «чужих». Ее украшали разнородными предметами — оберегами, бусами, художественно обработанными металлическими пластинками, кусками цветных тканей, вышивкой, ювелирными изделиями и др. Постепенно одежда сама была превращена в своеобразное украшение человека.

В самой своей сущности одежда обладает известной двойственностью: как предмет первой необходимости она удовлетворяет требованиям полезности /имеет утилитарное назначение/, но одновременно она является одной из форм представления человека о красоте. У культурных народов во все времена одежда служила средством проявления эстетических чувств. Как предмет утилитарного назначения одежда всегда связана с особенностями природы страны, в которой она появилась.

Поэтому в одно и то же время в странах с разным климатом одежда может быть совершенно разной по внешнему виду, по конструкции. Ее изготовление, производство зависят от уровня развития производительных сил общества, его экономики. Одежда как бы соединяет материальное производство общества с эстетической деятельностью людей. Самая непосредственная связь существует также между поведением человека и его одеждой, а точнее, культурой его одежды.

Первоначально у людей, живших своим родом, в одной местности, одежда была одинаковой: сделана из одних и тех же материалов, имела похожий внешний вид, украшения. В классовом обществе она превратилась в средство выявления имущественного и сословного положения человека. Покрой, качество тканей, цвет, убранство платья свидетельствовали о месте, которое занимал его обладатель среди других людей, о его звании, чине, профессии.

У работающей части общества /особенно у крестьян/ одежда очень медленно меняла свой облик. Повседневная трудовая деятельность на протяжении веков способствовала созданию удобных и практичных видов и форм покровов, которые благодаря отказу от всего нецелесообразного стали одновременно и по-настоящему красивыми.

Господствующие классы постоянно и неизменно старались выделиться из основной массы людей. С этой целью они часто меняли внешний вид своей одежды, используя для этого порой самые необычные и причудливые покрои, приспособления, украшения. Наряду с этим специальными законами и постановлениями они утверждали образцы одежды для зависимых классов и сословий. Красивая, дорогая одежда и украшения считались привилегией дворянства.

В эпоху господства буржуазии, в девятнадцатом — начале двадцатого столетия, красивой стали считать только дорогую, праздничную одежду. В ней появлялись «в обществе». Дома подавляющее большинство горожан ходило в вышедшей из моды праздничной одежде, донашивая ее. Такой будничный повседневный наряд не без доли иронии назывался «затрапезным», то есть застольным. Детям одежду чаще всего шили из платья, которое перестали считать праздничным.

При капитализме торговля одеждой сделалась одним из выгодных дел, средством увеличения доходов. Эксплуатируя духовные потребности людей, их стремление красиво /по своим возможностям/ одеваться, предприимчивые дельцы наладили массовый выпуск готовой одежды разной стоимости, назначения и достоинств. Промышленный способ изготовления платья способствовал изменению отношения людей к одежде. Были для этого и другие причины.

В частности, известно: до первой мировой войны лишь мужская одежда была приспособлена для работы в тяжелой индустрии, строительстве, на транспорте. В период войны, когда перед женщинами встала необходимость заменить мужчин, ушедших на фронт, им понадобилась одежда, пригодная для новых видов деятельности, для новых условий жизни. Большая приспособленность мужской одежды к разнообразным видам труда явилась основной причиной заимствования женской одеждой форм мужского платья.

В связи с этим еще в двадцатых годах А. В. Луначарский писал: «Стремление женщины быть больше похожей на мужчину — это стремление вполне закономерное, назначение костюма не в том, чтобы спасать сладострастных мещан от «соблазнов», а в том, чтобы человеку было удобно жить и работать...» Кстати, мы сами являемся свидетелями того, как из модной части женской одежды брюки превратились в одну из обязательных деталей гардероба.

В наше время одежда перестала определять принадлежность человека к тому или другому слою общества. Особенно заметно это проявляется в социалистических странах. Различия характера одежды у нас связаны не с общественным положением, а с условиями труда и жизни человека /город или Деревня/, с климатом /Крайний Север, Средняя Азия, Карпаты и т.д./, с культурными и национальными традициями народностей и наций, входящих в состав Советского государства.

Жизнь современника составляют: труд, учеба, домашнее хозяйство; посещение лекториев, театров, музеев, клубов, вечеров танцев; туристские походы и поездки, зимний спорт, летний отдых у моря и многое другое. И в любом случае человек хочет быть удобно и красиво одет, получать удовольствие от своей одежды, радовать ее видом взгляды окружающих. Как справедливо заметил известный скульптор С. Т. Коненков: «Нам не все равно, как мы одеты, какие вещи окружают нас, из чего мы едим, какие песни поем, о чем мечтаем».

Возникшая на заре существования человеческого общества одежда стала основой костюма. Под костюмом подразумевают одежду человека в какой-то момент его жизнедеятельности, способ одевания в той или иной стране в разные исторические эпохи. Одежда же представляет собой творение человека более древнее и более емкое по содержанию, чем костюм. Первоначально понятие «костюм» было связано лишь с театром, с необходимостью одевать актеров в одежду прошлого времени, народов других стран.

Позднее костюмом стали называть набор одежды, сложившейся в ансамбль на основе господствовавших представлений об удобстве и красоте. Поскольку постоянно менялись способ одевания и представления о прекрасном, изменялись также формы костюма. Как ансамбль, составленный из отдельных видов одежды, костюм никогда не прекращал и не перестанет развиваться. Мир костюма многообразен, а его история бесконечна.

Назад | Далее
 

 

 

2010. Ромашка.


Р.