Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


В сложившемся виде костюм — это предметы одежды, совместно надеваемые человеком в то или иное время дня или года, в условиях конкретной природной или бытовой среды, в определенную историческую эпоху. Помимо предметов одежды, прикрывающих тело, костюм составляют головные уборы, обувь и перчатки, парики и всевозможные дополнения: пояса, сумки, ювелирные украшения. В наиболее широком понимании костюм — это внешнее оформление человека, включая сюда прическу и косметику.

Интересную мысль по этому поводу высказала Н. П. Ламанова — известный художник костюма, успешно разрабатывавшая принципы одежды советских людей еще в 1920-е годы. В заметках «О целесообразности костюма» она писала: «Костюм является в известном смысле продолжением нашего тела, у него есть служебное назначение, связанное с нашим образом жизни и с нашей работой, потому он и должен быть целесообразен — он должен не только не мешать человеку, но и помогать ему».

Английский писатель Оскар Уайльд верно заметил, что «только поверхностный человек не судит по внешности». Костюм — неразлучный спутник человека, своеобразная форма проявления его жизнедеятельности, сознания. Он настолько тесно связан с человеком, что знание его природы помогает пониманию поведения людей, их общественного бытия. Как продукт творческого труда, всякий костюм выражает характер своего автора или обладателя, является не только продолжением его внешности, но также определенным воплощением отдельных сторон его духовной жизни, психологии, тех или иных свойств его личности.

Одежда, костюм могут многое поведать о своем владельце. Они наглядно свидетельствуют об образе жизни человека, о шаблонности, косности или ярком своеобразии его мышления, о его легкомыслии или серьезности, рассеянности или собранности, об общем уровне культурного развития и вкусах. Порой одежда обнаруживает в человеке то, что не до конца оказывается раскрытым его поступками, поведением. По этим причинам костюм теснейшим образом связан с этикой — учением о морали, нравственности.

Какая же установка больше соответствует эстетическому идеалу социалистического общества — одевать человека или наряжать его? Придавать красоту его внешности или помогать человеку сделаться «единственным в своем роде»?

Представление о костюме, об искусстве костюма тесно связано с понятиями «мода», «стиль». В наиболее широком смысле модой (*Мода — от латинского «модус» — мера, величина, размер). называют кратковременную форму типового поведения людей, возникающую, как правило, стихийно под воздействием вкусов, увлечений и настроений, господствующих в обществе в определенное время. Проникая в сознание человека, мода на какой-то период становится образцом его поведения. Это глубоко социальное, противоречивое, диалектическое явление общественной жизни.

В моде находят отражение самые различные процессы развития общества: рост его благосостояния, совершенствование эстетических взглядов и вкусов, научные открытия и технические достижения, политические события, изменения в представлениях о нравственности и многое другое, иными словами, все то, что называется материальной и духовной культурой народа. Таким образом, мода отражает сложность социального, исторического и художественного развития человека, выражает эстетические идеалы той или иной части общества в определенный период его развития. Мода — это духовная потребность людей.

Понятие моды у современного человека чаще всего связано с представлениями об изменениях. Происходит это оттого, что у истоков моды всегда находятся какие-то различные общественные явления. И главным образом изменения в бытовых и эстетических потребностях общества, стремление людей к обновлению предметов личного обихода, форм архитектуры и искусства.

В процессе общения люди постоянно воздействуют друг на друга. Влияние это осуществляется на основе психологического механизма подражания, внушения, массового «психического заражения». Одной из форм такого влияния является взаимное подражание наружности и поведению: одежде, манерам, речи, мимике и др. Как регулятор общения, мода представляет собой дополнение к обычаям и традициям народа.

Особенно наглядно мода проявляется в одежде и в оформлении предметов повседневного обихода, с ними более всего связана. По определению В. И. Даля, автора знаменитого Толкового словаря: «Мода — временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в покрое одежды и в нарядах». Действительно, мода — это непродолжительное господство тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, общественной среды и особенно платья, костюма.

Мода в одежде проявляется и как диктатор, обладающий необыкновенной силой воздействия, и как образец, стандарт, которого добровольно придерживаются ее сторонники. В одном случае мода служит средством, с помощью которого обретают внешнюю привлекательность, красоту, своеобразие. И одновременно мода, которая никогда не считается с особенностями или недостатками телосложения каждого отдельно взятого человека, делает людей похожими, «стандартизированными», обезличивает их.

Наиболее очевидно этот процесс затрагивает тех, кто без размышлений следует за модой. Ускорившийся темп, усложнившийся ритм жизни, научно-технический прогресс, общий рост культурного уровня обусловили существование большого разнообразия вкусов, выборов, пристрастий, новых форм бытия, в частности, непринужденности, раскованности в общении. В результате всего этого мода-властелин уступила место моде принципиально иного характера. Современная мода характеризуется терпимостью: наряду с принятыми, «утвержденными» ею формами одежды она допускает сосуществование других, необычных форм, выходящих за пределы ее границ.

Мода, таким образом, сделалась своего рода «складом», в котором каждый может найти для себя то, что ему наиболее подходит или нравится. При этом необходимо особо подчеркнуть, что мода как явление не знает возрастных границ. Предложения, рекомендации моды — это, в конце концов, выражение общественного вкуса, сложившегося на какой-то период времени. Поэтому они имеют отношение ко всем членам общества без исключения.

Следовать моде надо так же, как должно выполнять правила поведения и общежития, сложившиеся в обществе, считаться с привычками и вкусами большинства окружающих. Воплощению предложений моды в немалой степени способствует то, что современная мода не требует безоговорочного повиновения, а предоставляет каждому выбор, большие возможности для выражения личности.

Для моды нашего времени характерны демократичность и многообразие форм, многочисленные варианты основных видов одежды, ее переходные виды. Поскольку выбор видов и форм одежды осуществляется самостоятельно и добровольно, в соответствии с возрастом, вкусом, умением, знаниями, мода в какой-то мере является средством осуществления желаний, достижения человеком намеченных им определенных целей.

Назад | Далее
 

 

 

2010. Ромашка.


Р.