Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


Основой моды любого ее направления является силуэт—форма, которую человеку придает одежда, общее очертание его фигуры. Изменение моды — это прежде всего замена одного модного силуэта другим. Коренная смена моды происходит не очень часто. Требуются годы, чтобы варианты одежды, принятые в качестве модных, исчерпали себя полностью. Лишь после того, как иссякнут возможности изменять или дополнять найденные формы одежды, происходят принципиальные изменения ее силуэта, пропорции, характер ее украшений.

В основных своих чертах мода существует в течение трех-пяти лет. Через какие-то интервалы времени мода повторяется. Однако некогда господствовавшие силуэты, пропорции, цветовые сочетания, вновь делаясь модными, в соответствии с изменившимися материалами, уровнем производства, эстетическими идеалами, обретают новые черты, «новое звучание», признаки своего времени.

Условно моду принято делить на «острую» и «высокую». Острой называют ту разновидность моды, которая возникает без участия специалистов, в результате самодеятельного творчества ее приверженцев. Организатором и носителем ее является определенная часть молодежи, заимствующая из разных /чаще всего неофициальных/ источников для своей «моды» отдельные, особенно понравившиеся непривычные ее детали, а затем выносящая ее на улицу в качестве «самой современной».

В результате преувеличенного внимания к необычным деталям, искажения общепринятых форм возникает одежда, непохожая на признанную большинством. Ее-то и относят к острой моде. Проявления такой моды обычно вызывают недоумения, иногда протесты окружающих и нередко связаны с риском утраты «доброго имени» ее сторонниками. В итоге она оказывается отвергнутой большей частью общества.

В отличие от острой высокая мода /или собственно мода/ создается в творческих лабораториях модельеров—специалистов, проектирующих образцы одежды. Непрерывно разрабатывая новые варианты для уже бытующего платья, его отдельных деталей, художники костюма таким образом исподволь готовят почву для более существенных перемен его внешнего вида и конструкции, для коренной смены моды. Высокая мода — это всегда и открытие и опыт одновременно. Естественно, итоги работы модельера могут оказаться неудачными, но этот их творческий труд совершенно необходим для того, чтобы положить начало новому направлению моды.

Обычно это новое возникает на прочном фундаменте предыдущей практической деятельности неисчислимого множества творцов одежды, на основе знаний опыта прошлого. Высокую моду поэтому, как правило, характеризуют подлинный художественный вкус, изящные силуэты, красивые пропорции, гармония деталей и пр. Ей не свойственны причудливые формы, необычность ради исключительности. Однако достоинства моды определяют не только вкус, знания или новаторство модельера.

Самые оригинальные его предложения могут оказаться отвергнутыми теми, для кого они были приготовлены, кому предназначалось платье. В особенности в массовой одежде признание находят лишь наиболее приемлемые для большинства, принятые этим большинством проявления нового модного направления. Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»:

К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай — деспот меж людей.

Это верно. Только общественное признание нововведений определяет своевременность изменений в моде, их характер. Таким образом, мода неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения. «Мода,— как это признают сами модельеры,— приходит с улицы и уходит на улицу».

У каждой моды были, есть и будут свои конкретные потребители и приверженцы. Как явление общественное, она отражала и отражает интересы определенных классов, их вкусы, мораль, политику. Мода возникла в очень отдаленные времена, когда в обществе еще только складывались классовые отношения. Придумана она была для людей, чья жизнь не обременялась физическим трудом, то есть для представителей класса господ. Мода сразу же стала их привилегией.

Цель моды составляли поиски новых, до того неведомых форм одежды, зачастую необычных, не вяжущихся с любыми понятиями об удобстве. Естественно, на работающее большинство общества мода в те времена не распространялась. Лишь в самой незначительной мере ею осмеливались пользоваться купцы и ремесленники. В период господства буржуазии мода хотя и сменила своего основного заказчика и вместе с ним свои характерные черты, однако она по-прежнему занималась разработкой образцов праздничной одежды.

Лишь для состоятельной части различных сословий моду создавали портные-художники. Наиболее знатные и богатые модницы прошлого столетия свои туалеты приобретали в Париже, в прославленных Домах мод. Созданная французскими мастерами одежда обычно была отмечена чертами высокого вкуса, изящества, элегантности. В целом в европейской моде того периода господствовали единый силуэт, одинаковые, обязательные формы платья.

И различались туалеты только достоинствами отделки, качеством, узорами, наконец, стоимостью тканей. Заметно изменилась мода во время первой мировой войны и в период, последовавший непосредственно за ее окончанием. Особенно наглядно это сказалось в моде на женское платье. Мода стала прибавлять особый интерес к удобству одежды, приспособленности ее для труда и спорта, новым условиям жизни. Совершенно новое отношение моде возникло в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции.

Искреннее уважение к человеку труда побудило советских художников-модельеров разрабатывать моды, достойные нового потребителя, представителя советского общества, заставило искать удобные, практичные, простые и красивые формы платья.

Назад | Далее
 

 


 

2010. Ромашка.


Р.