Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


Современная мода в целом не создается для какого-то определенного класса, сословия или прослойки общества. Поэтому она теряет былое решающее значение в характеристике социальной принадлежности человека. Постепенно мода преодолевает не только социальную, но и национальную замкнутость и все больше становится интернациональной.

Сегодня едва ли кто-либо возьмется, гарантируя успех, определить по костюму национальную принадлежность человека. В наши дни во всех странах мира в качестве модной одежды носят куртки, свитера, юбки с блузами, брючные костюмы, джинсы американского происхождения, «русские» сапожки и т.д.

Несмотря на то, что мода, в общем, постоянно совершенствуется и становится демократичнее, она не всегда бывает передовой, прогрессивной. Порой в моде проявляются случайные черты, имеющие мало отношения к таким ее свойствам, как польза и красота, а иногда откровенно противостоящие ее гуманной сущности, чуждые здравому смыслу. И тогда, оказывая влияние на общество, мода приносит моральный урон какой-то его части.

В основном это имеет место в капиталистических странах, где мода превращена в одну из выгодных областей предпринимательской деятельности, в средство обогащения, бизнес, товар. Торговцы модой в погоне за прибылью спекулируют на духовных потребностях людей. Приноравливаясь к любым требованиям, пожеланиям, проявлениям прихоти, они создают «моды», призванные удовлетворять какие угодно запросы и вкусы.

Разрабатываются моды специально для «верхушки» общества, на массовую одежду, для людей с неразвитым и с «консервативным» вкусом. С целью продажи и рекламы своего товара два раза в год крупнейшие Дома мод США, ФРГ, Англии, всемирно известные парижские Дома «От Кутюр» устраивают показ-продажу коллекций новейшей модной одежды «для избранных». Создаваемые для этих «премьер» модели, как правило, отмечены причудливостью силуэтов, непривычностью конструкций, неожиданностью сочетаний материалов и т. п.

«Сильным мира сего» предлагают манто из мехов редчайших животных, шифоновые блузки на чехлах из меха, с юбками из каракульчи, «домашние» брюки и купальники, унизанные драгоценными камнями, и др. Во всем этом, несомненно, присутствуют элементы исключительности, которые предоставляют владельцу столь оригинальной одежды возможность «возвыситься» над окружающими.

Однако упомянутых свойств для утверждения моды еще далеко недостаточно. В целом «высокая мода», специально создаваемая для богатейших представителей мира частного капитала, в настоящее время переживает упадок. Этот очевидный факт не может не признать даже буржуазная пресса. Наряду с «крикливыми», дорогостоящими модами в капиталистических странах отдельно создаются моды на одежду, предназначенную самому массовому потребителю: рабочим, мелким служащим, крестьянам, техническим работникам, студентам.

Создавая образцы такой одежды, авторы ее считаются с условиями жизни и производственной деятельности будущих покупателей. Эта мода обычно вполне отвечает требованиям современности своей целесообразностью и простотой, она в состоянии удовлетворить запросы большинства людей. В этой разновидности западной моды, несомненно, много общего с нашей модой, нашим пониманием и отношением к моде.

По-другому в странах, где господствует частное предпринимательство, создаются и внедряются моды для молодежи, для так называемого «среднего» человека. В 1970-х годах, к примеру, в качестве движущего начала новой моды, ее основы буржуазная печать провозгласила... тоску /ностальгию/ по модам конца тридцатых-сороковых годов. Так в жизни людей появился «китч» — мода на безвкусицу! В прямом смысле слова «китч» — это мусор, отбросы, пошлость.

Для моды китч характерно обращение к безнадежно устаревшему, забытому, случайному в одежде. В частности, с этой пресловутой модой было связано появление и распространение неудобной и некрасивой обуви на платформе, образцами для которой служила обувь на деревянной подошве, появившаяся в тяжелые годы второй мировой войны в качестве заменителя «нормальной» обуви. Китч внедрил в обиход совмещение видов одежды, противоречащих, по общепринятым представлениям, гармонии и художественному вкусу.

Последователи такого направления моды стали «сочетать» в своем костюме пестрые юбки с пестрыми блузами, кофтами и головными платками, пестрые костюмы с пестрыми рубахами и пестрыми галстуками... К большому сожалению, эта, с позволения сказать, «мода» нашла приверженцев и в нашей стране.

Назад | Далее
 

 


 

2010. Ромашка.


Р.