Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


Люди по-разному относятся к моде, по-разному подходят к своей одежде. Из многообразия этих подходов можно выделить три важнейших, которые способствуют формированию трех главных типов костюма. Знание типов костюма поможет тем, кто этого пожелает, сделать правильный выбор платья, найти свой, индивидуальный стиль в одежде.

Первым из трех современных типов костюма назовем условно «костюм как средство защиты тела человека от вредных воздействий окружающей среды». Этот тип сложился в результате потребности людей в целесообразных предметах одежды, защищающих их от холода, дождя, ветра, перегрева. Обладатели такого рода одежды не ставят перед собой задачу составить на отдельных ее предметов единый ансамбль-костюм, не пытаются его художественно осмыслить.

Костюм этого типа обычно состоит из готовых изделий, различающихся между собой мерой соответствия назначению, материалами, размерами, уровнем исполнения. Обычно такие вещи соответствуют общепринятым нормам приличия, применяемым к одежде, но бывают лишены эстетических достоинств. В результате равнодушного отношения обладателя к своему костюму в нем порой оказываются объединенными вещи, не совместимые по стилю.

Костюм как средство удовлетворения потребности в одежде, возникший без какого-либо творческого начала, всегда бывает помечен печатью безликости. Однако, как это ни кажется неожиданным, он в известной мере охраняет человека от откровенной безвкусицы. Кстати заметим, что пошлость и безвкусица в одежде особенно ярко проявляются тогда, когда к решению костюма подходят активно и целенаправленно, но с ложных позиций, без осмысления художественной практики в этой области творчества.

Второй тип современного костюма — «костюм промышленного производства». Современная одежда массового выпуска в целом отвечает требованиям целесообразности, удобства, гигиены, отмечена отдельными свойствами художественного характера, отвечающими стилю времени. Костюм промышленного изготовления обладает продуманностью деталей, гарантированной долей общепринятой типовой красоты, стилистической целостностью и, следовательно, может составить ансамбль, наделенный теми или иными эстетическими достоинствами. Такого рода платье представляется вполне закономерным и оправданным функционально и психологически. Чаще всего этим типом одежды охотно пользуются люди, не ставящие цели придать своей внешности черты неповторимости, самобытности.

При всех упомянутых достоинствах одежда промышленного производства, особенно если ее дополняют предметы декоративно-прикладного назначения также промышленного изготовления, обезличивает человека, делает его внешность «усредненной», стандартной.

Третий тип современного костюма — «костюм, созданный в результате творческого подхода». Главной его особенностью следует считать то, что утилитарные свойства платья — целесообразность, удобство, гигиеничность, продиктованные темпом и ритмом современной жизни, — сознательно и органично связаны с художественными достоинствами. Основу такого костюма составляет одежда, осмысленно отобранная обладателем с учетом своеобразия своего телосложения, возраста, занятий, интересов, то есть выявляющая особенности его личности.

Это платье может быть и промышленного производства, но, разумно дополненное нестандартными предметами туалета оно превращается в неповторимый ансамбль. Гардероб, составленный человеком, обладающим художественным вкусом, обычно содержит вещи, имеющие разное назначение и существенно отличающиеся друг от друга декоративными свойствами, временем и стилем исполнения.

Наряду с одеждой массового выпуска и с нарядами, изготовленными по индивидуальному заказу и оригинальному рисунку, в творчески осмысленный ансамбль могут входить платье, декорированное вышивкой или аппликацией ручной работы, шали, шарфы, головные уборы ручной вязки, всевозможные пояса, старинные ювелирные изделия, сумки самодельного производства. Важно, чтобы каждая из подобных вещей обладала какими-то, лишь ей одной присущими особенностями или достоинствами.

При творческом подходе к формированию костюма автор соединяет в разнообразные композиции предметы одежды, гармонично сочетающиеся между собой по цвету и форме, строит выразительные ансамбли из небольшого количества имеющихся у него вещей. Своеобразие костюму, созданному таким способом, придают немногочисленные украшения из металла, керамики, дерева, янтаря и т. п.

Обычно их используют в качестве смысловых и зрительных акцентов. Подобные произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, обладают свойством вызывать у окружающих чувство радости, удовольствия, вообще положительные эмоции. И очень важно, чтобы этого рода изделия не были грубыми подделками под искусство, «под дорогие материалы».

Изящные украшения, созданные в разные эпохи, вносят в костюм непохожие, порой неожиданные художественные эффекты. Изделия современного ювелирного искусства, гармонируя с бытующими формами одежды, дополняют ее и тем самым подчеркивая стилистическое единство между платьем и украшениями, способствуют построению ансамбля. Старинные произведения ювелиров отличаются от изделий современных мастеров прежде всего своими стилевыми особенностями.

Поэтому обычно их используют как средство эстетического и эмоционального воздействия, художественного контраста, выявляющего и подчеркивающего особенности того или иного платья. Дополнения к одежде, наделенные художественными достоинствами, делают наряд человека «единственным в своем роде». Автором костюма, отражающего развитый индивидуальный стиль, может быть человек, умеющий активно наблюдать и обобщать увиденное, проявляющий собственное отношение к общепризнанному, широко распространенному, принятому в качестве модного. Обладая хорошим вкусом, он сознательно организует свой костюм, знает, к чему стремится. Костюм такого типа — итог самобытного мышления человека, своеобразная форма удовлетворения его потребности в эстетическом самовыражении.

Созданный в результате творческого подхода ансамбль наиболее полно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к одежде, отвечает современной тенденции развития личности. И ему, несомненно, принадлежит будущее. Вопрос «об эстетическом воспитании всех трудящихся, формирования в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков» поставлен в нашей стране в качестве важнейшей задачи, связанной с созданием нового типа личности человека — строителя коммунизма.

Несмотря на то, что степень художественного развития отдельных представителей нашего общества еще не одинакова, есть основания утверждать, что каждый человек в определенной мере участвует в решении эстетических проблем быта. Личной причастностью к улучшению, усовершенствованию среды, в частности, можно объяснить то разнообразие вкусов, которое проявляется в сфере быта вообще и эстетики одежды в особенности.

Современная тенденция в развитии вкусов — это признание их многообразия, доброжелательная терпимость к противоречивым проявлениям моды, стремление к независимости мнений, отказ от подражания готовым, «признанным» образцам, от подчинения им своего вкуса. Однако, к сожалению, еще достаточно широко распространены «типовые образцы» вкуса, обладатели которых, некритически относясь к своим нередко ошибочным представлениям о красивом и прекрасном, не могут сделать по-настоящему верный выбор, свидетельствующий о развитом художественном мышлении.

Следовательно, о вкусах необходимо спорить. И не только с тем, кто в проявлении вкуса не видит социального смысла, общественных норм красоты, основу истинных оценок прекрасного и безобразного в жизни, природе и искусстве. Спорить необходимо и с тем, кто рассматривает вкус лишь в качестве достояния каждой отдельной личности, якобы имеющей право судить обо всем по-своему, бездоказательно, без обоснования своих вкусовых оценок, кто забывает, что за такими оценками стоит мировоззренческая позиция человека, его отношение не только к эстетическим ценностям, но и к ценностям самой жизни, ее смыслу.

Следует спорить и с тем, кто не понимает необходимости развития многообразия вкусов в системе нашего мировоззрения, не понимает, что люди, строящие коммунизм, различны как личности, что им присущи индивидуальные характеры и интересы. Наконец, нельзя забывать, что не только человек посредством эстетического вкуса оценивает явления окружающей действительности: природу, трудовую деятельность, бытовую среду, произведения искусства и др., но одновременно по эстетическому вкусу этого человека окружающие его люди, общество оценивают свойства и сущность его личности, его характер, уровень его умственного и художественного развития, идейные позиции, занимаемые им в жизни.

Назад | Далее
 

 


 

2010. Ромашка.


Р.