Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


Александр ПАНЧЕНКО, филолог
БЕСЕДА. Страницы этикета


Умение вести беседу в обществе — это искусство, которым владеет далеко не каждый. Беседа должна заключаться обмене мыслями, идеями и впечатлениями, а не в показе ораторских способностей и красноречия принимающих в ней участие. Основой хорошей беседы являются здравый смысл, доброжелательность и вежливость. Следует говорить так, чтобы уважать чувство собственного достоинства тех, с кем мы говорим, и создавать условия, наиболее благоприятные для нашего самовыражения.

В обществе о нас судят и нас ценят по тому, что мы делаем, как выглядим, что говорим и как говорим. Одним из критериев оценки человека является его речь. В книге «Земля родная» академик Д. С. Лихачев пишет: «Язык человека — точный показатель его человеческих качеств, его культуры». Способность выражать свои мысли ясно и доходчиво так же важна, как и сами мысли. Большинство из нас уделяют мало внимания приобретению навыков ведения бесед, и в результате немногие люди говорят так хорошо, как могли бы.

У многих людей есть хорошие мысли, но они не могут их выразить из-за бедности своего словарного запаса. У них недостаточно слов, чтобы облечь в них свои оригинальные идеи и сделать их привлекательными. Чем шире активный словарь, тем свободнее можно говорить с людьми. Умению вести беседу нужно учиться. Вот что советуют по этому поводу специалисты и знатоки этикета. Чтобы развить свою речь, вдумчиво читайте произведения лучших писателей. Из тщательно отобранных высокохудожественных книг, имеющих непреходящую литературную ценность, вы можете почерпнуть полезную для себя информацию. Развивайте свою наблюдательность.

Запоминайте всё интересное и необычное, происходящее вокруг вас. Старайтесь быть оригинальными в мышлении. Регулярно читайте газеты и журналы. Делайте заметки и вырезки из них на интересующие вас темы. Выписывайте и запоминайте удачные выражения и афоризмы, которые близки вам по духу, и вставляйте их в свой разговор.

Вы можете также улучшить свою речь, если будете внимательно слушать, как ведут беседу образованные и культурные люди. Общаясь с теми, кто говорит правильно и красиво, вы с каждым днем будете расширять свой активный словарь, пока не научитесь свободно управлять своей речью.

Можно развить речь, если вести мысленные разговоры с воображаемым собеседником. Например, перед встречей гостей хозяйка может продумать, какими приятными словами она встретит каждого из них. Готовясь к серьезному разговору с должностным лицом, желательно изложить суть вопроса на бумаге и по возможности выучить текст на память. Поступая таким образом, вы произведете хорошее впечатление на своего собеседника и не отнимете у него много времени. Вы можете и не сказать всего, что обдумали заранее, но сама работа мысли принесет вам пользу.

Понаблюдайте за собой день-другой и запишите наиболее часто употребляемые вами слова. В словаре синонимов найдите адекватные им слова, которыми вы можете разнообразить свою речь, сделав ее более интересной и образной. Наилучшим способом выработать безупречное произношение является также чтение орфографических, орфоэпических и толковых словарей.

Отмечайте и запоминайте все слова, которые вы неправильно произносите. Медленно читайте вслух произведения классиков, тщательно произнося каждое слово. Этим вы обогатите свою память и улучшите дикцию. Внимательно вслушивайтесь в речь дикторов радио и телевидения, актеров театра. Когда вы слышите новое слово или встречаете его в книге, узнайте его значение и произношение.

Каждый должен строить свою речь просто и естественно, употребляя подходящие и точные выражения. Многословная, витиеватая и неясная речь свидетельствует о желании говорящего что-то скрыть или о его неумении выражать свои мысли. Не произносите красивых, но бессмысленных фраз, скучных банальностей, высокопарных и притворных выражений.

Не употребляйте ничего не значащих слов или слов, значения которых вы не знаете. Исключите из своей речи такие слова, как «понимаешь», «ну, вообще», «ой, не могу», «ну надо же», «ой, господи», «вот» и другие, не несущие никакой смысловой нагрузки и характерные для недостаточно образованных и культурных людей.

Назад | Далее
 

 


 

2010. Ромашка.


Р.