Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


Ксения ЯКОВЛЕВА, член клуба «Природа и творчество»
УКРАШЕНИЯ ИЗ ДЕРЕВА


Слово «бижутерия» происходит от французского «бижу», то есть «драгоценность». Это слово, несколько измененное, вошло в русский язык и означает «женские украшения». История создания женских украшений теряется в глубине тысячелетий, в тех далеких временах, когда человек, помимо добывания пищи, испытал потребность украсить свое жилище, одежду и оружие, передать таким образом свои впечатления от окружающего мира в художественных образах.

При раскопках древних поселений и захоронений среди самых разнообразных предметов быта древнего человека археологи находят и всевозможные женские украшения: от самых примитивных каменных бусин и раскрашенных глиняных шариков до сказочно богатых золотых украшений с изображениями животных, растительных орнаментов, сцен охоты и труда.

Невозможно описать все многообразие украшений, созданных для женщины. Отметим только, что мода на украшения, как и всякая другая мода, меняется со временем. Богатые украшения из драгоценных камней и металлов как-то не вяжутся с образом современной женщины, с ее деловитостью, с увлечением спортом. Весь комплект одежды женщины в настоящее время прежде всего рационален.

Но и штампованные, серийного производства украшения, не всегда могут удовлетворить современную женщину. Возможно, поэтому никогда не угаснет интерес к изделиям ручного труда — вышивке, кружевам, макраме, к украшениям из бисера и дерева. В последнее время все виды этих изделий, берущие свое начало у истоков народного творчества, получили широкую популярность.

Мы расскажем об украшениях из дерева, удивительного материала, у которого столько заслуг на службе у человека, что разговор на эту тему может быть бесконечным. Этот материал проверен многовековой практической деятельностью. Легкий в обработке, необычайно теплый в эстетическом восприятии, выразительный и пластичный. Ритмические повторы в строении древесины всегда неожиданны и многообразны. Каждый спил с сухого сучка или ветки неповторим по своей красоте.

Внутреннее строение древесины, ее текстура и являются основой для изготовления всевозможных украшений. Но необходимо подчеркнуть, что красота текстуры обнаруживается только в мертвом дереве, в так называемых естественных отходах леса. Текстура живого дерева этой красоты не имеет.

Любителей древесного материала интересует не только внутреннее строение — текстура, рисунок внутри спила, цвет древесины, но и наружная пластика, так называемая фактура дерева. Порой сухая ветка, корень или сучок повторяют пластику формы живого существа, и это служит поводом для создания лесных скульптур.

Кстати, в Москве и других городах нашей страны, при обществах охраны природы существуют клубы — «Природа и творчество», «Природа и фантазия» и т. п. Секции лесной скульптуры при московском клубе «Природа и творчество» объединяет людей, влюбленных в красоту дерева, большой коллектив представителей самых разных возрастов и профессий, в котором, впрочем, стерты возрастные и профессиональные грани. Здесь охотно принимают и опекают новичков, желающих приобщиться к удивительному и поэтичному виду творчества — созданию художественных работ в «соавторстве» с природой.

Увлеченные красотой пластики и фактуры дерева, полетом своей фантазии люди добрыми и умными руками создают из отходов леса уникальные произведения, давая тем самым отжившему лесному материалу вторую жизнь. От их ассоциативного видения и наблюдательности не ускользает ничего: необычно закрученная сухая ветка на лесной тропинке, сухой нарост на стволе осины, ершистая шишка, золотистые переплетения сосновой ветки, сбитой ветром, и даже сморщенный уродец — маньчжурский орех, ядром которого и полакомиться-то невозможно, так переплетены его внутренние перегородки! Все, что для промышленности является порочным, а следовательно, ненужным, для лесных скульпторов имеет особый интерес и ценность.

Назад | Далее
 

 


 

2010. Ромашка.


Р.