Ромашка _ Вернуться на главную

 

 


Надо только посмотреть на дерево глазами художника, и тогда ничто не ускользнет от вас в богатейшей кладовой природы. Эстетическое восприятие прекрасного начинается не в музее или театре, оно начинается с экскурсии в мир Природы, оно там, где мы остановимся в изумлении перед многообразием ее красоты. Плохо, если человек не удивляется чудесам вокруг себя и не учит этому детей, ибо удивление — первая ступенька к познанию.

Люди, побывавшие на выставках лесной скульптуры, нередко очаровываются мимолетным прикосновением к природе, к ее чудесам, удивляются тому, как много интересного можно сделать своими руками, постепенно понимают, что это творчество доступно каждому, ему можно научиться. Издалека ведем мы читателя к изготовлению деревянной бижутерии, но без такого настроя он не увидит маленьких природных чудес, на которых построена вся наша работа и которая очаровывает на выставках, а следовательно, нам не обойтись без экскурсии в мир природы — в лес.

Первое, что надо знать: нельзя трогать живого дерева. Помимо того, что оно не имеет ни богатой текстуры, ни цвета, которыми отличается отжившее дерево, всем нам надо помнить, что каждый из нас в ответе за сохранность живой природы — среды нашего обитания.

Знакомство с особенностями дерева начинается со спилов. Что такое спил? Это ровно или косо отпиленный от бугристой ветки, сучка или бревнышка поперечный кружок, который поможет заглянуть внутрь дерева и увидеть спрятанную там красоту. А скрывается там порой удивительное чудо рисунка и цвета. Каждый корявый сучок имеет свою текстуру и свой цвет, надо только уметь их выявить. Конечно, не все спилы будут удачными, но постепенно вы научитесь разбираться, где притаилась красота, а где ее нет.

Так где же скрывается красота? Как ее обнаружить? Каждая порода дерева имеет свою неповторимую индивидуальность, свой цвет, запах и фактуру. Знаток дерева всегда отличит, из какого материала сделана та или иная вещь. Многообразен цвет деревьев. В этом можно убедиться, посмотрев на картины, сделанные по методу интарсии (деревянная мозаика), в которых используется целая гамма не только основных, но и переходных тонов древесины.

Целую палитру красок дарят нам деревья: белая древесина у ели, кремовая у березы, светло-коричневая и бежевая у дуба, желто-розовая у сосны, золотистая у яблони, нежно-розовая у ольхи. Красноватые тона у лиственницы, зеленые у рябины и клена. Темно-желтая до коричневого цвета древесина черемухи, оранжевая у крушины, ярко-желтая у желтой акации, на спиле которой в середине на желтом фоне почти всегда коричневый более или менее затейливый рисунок. Дуб, долго пролежавший в воде, приобретает почти черный цвет, а лиственница краснеет. Сосновые корни, часто попадающиеся на торфоразработках, имеют золотисто-коричневый цвет и естественный блеск.

До удивления хороши спилы с веток старой сухой сирени: по белому фону идут лиловые прожилки, пятна и черточки, как будто разрисованные химическим карандашом. А древовидный кустарник скумпия, произрастающий в Крыму и на Кавказе, цветом своей древесины напоминает драгоценный малахит: по белому полю идет зеленое ядро со спиралью темных годовых колец. Для изготовления бижутерии вполне достаточно разнообразной древесины деревьев средней полосы.

Отправляясь на поиски заготовок, нужно захватить с собой инструменты: хорошую ножовку, небольшой топорик и перочинный нож. Они должны быть острыми. Тупой инструмент будет соскальзывать, рвать дерево и образовывать волокна. Поэтому острый инструмент, как это ни парадоксально, безопаснее.

Для обработки в домашних условиях вам понадобятся небольшие тиски, причем желательно, чтобы внутренняя сторона зажимов не имела насечек и не оставляла бы на заготовках вмятины. Обязательно нужно иметь ножовку по металлу и спилы для украшений делать только ею. Ножовка по металлу, распиливая дерево, одновременно его как бы полирует, тогда как простая ножовка оставляет поверхность рваной, в запилах и вмятинах, которые впоследствии трудно обрабатываются.

Назад | Далее
 

 


 

2010. Ромашка.


Р.